М.Ю. Лермонтов "Родина", "Дума"

Материал к уроку -онлай (8.04.2020)
Тема поэта и поэзии в творчестве
М.Ю. Лермонтова
        избранность поэта («Нет, я не Байрон, я другой…»,1832). Поэтическое слово ниспослано свыше («Есть речи – значенье…», 1840), но  и оно не всегда может выразить истинное чувство поэта («Молитва», 1829)
        Прослушайте данные стихотворения
поэт – всевидящий пророк («Пророк», 1841 – продолжение пушкинского «Пророка»)
Прослушаем стихотворение.
Назовите тему, идею данного произведения.
Какими средствами выразительности доносится идея стихотворения? (это будет Д/з)
        Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца творческого пути создает облик народного поэта – пророка, патриота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободу.
        В условиях жесточайшего деспотического произвола он посвящает свою лиру обличению социальной пассивности.
        Поэт – пророк видит то, что не моет увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой.
        Пророк, гонимый, уходит в пустыню, остается в одиночестве, но он знает счастье.
        назначение поэта (в стихотворении «Поэт», 1838) – «стих…звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»)
        Прослушаем стихотворение. Назовите тему, идею данного произведения.
        Какими средствами выразительности доносится идея стихотворения? 
(это будет Д/З)
        Поэт сравнивается с кинжалом: он тверд и несгибаем в служении своим идеалам. Лермонтов мечтает, чтобы «стих, как божий дух, носился над толпой и отзыв мыслей благородных, звучал, как колокол на башне вечевой…»
        гражданственность поэзии («Поэт», «Кинжал», 1837; «Смерть поэта», 1837 – написано после гибели Пушкина)
        Прослушаем стихотворение. Назовите тему, идею данного произведения.
        Какими средствами выразительности доносится идея стихотворения? (Д/з, таблица)
        Лермонтов бросает вызов и упрек обществу, так как считает, что Пушкин погиб, потому что «восстал он против мнений света». Он убежден, что поэт обречен на одиночество, но не может его вынести, а когда бросается в чуждый ему мир, гибнет.
        утверждение свободы поэтического творчества, независимости поэта («Поэт», 1838). Невозможность достичь полной свободы («Слава», 1830-1831)
Понимание поэтического творчества
        в основе творчества  – поэтическое вдохновение, а оно – озарение («Мой демон», 1830-1831, «Поэт»).
        Вдохновение спасает от мелочной жизни, но может и обмануть («Не верь себе», 1839), вдохновение – мука («Я жить хочу! Хочу печали..», 1832), но она необходима поэту (в стихотворении «Я жить хочу!..» - «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?»)
«1831-го июня 11 дня»
        Для Лермонтова творчество – «всесжигающий костер», он называет «страшной» «жажду песнопений», так как видит разъединение людей и не верит, что будет услышан. Он говорит,  что душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно ее открыть.
Отношение к славе.
        Слава преходяща – в этом отличие понимания славы у Лермонтова от пушкинского понимания ( «Слава», 1830-1831- «И вечно слава жить не может»)


*****
Вопросы для анализа стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Родина»
Присылать ответы на вопросы не надо, отвечать будете онлайн. (Если у Вас нет микрофона, то тогда вы присылаете заранее ответ, чтобы я могла его зачитать ребятам)
              1)   Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? (Аллахвердиев,  Петровичева, Арабидзе)
2)      Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? (Асламов, Райков, Безман, Литвиненко)
3)      Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе? (Васильев, Сапрыкин, Бутько, Петрова)
4)      Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой? (Волошина,  Середа, Гарбузов, Пильникова)
5)      Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения? (Гаар,  Сочка, Голованова)
6)      Какие художественные средства создают интонации задумчивости, неторопливого размышления? (Голосенин, Степанова, Гончарук, Скопинцева)
7)      Меняется ли настроение во второй части? Меняется ли длина стиха? На что это указывает? (Грачева, Татаринов, Гуртовенко, Соловьев)
8)      Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивается в тексте анафорой? (Грицанов, Устарова, Денисов, Стадник)
9)      Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста второй части? (Егоров, Червяков, Клемпач, Толстых)
10)   Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, шестистопным? (Карбовский,Чиркунова, Ковалёв, Трапезникова)
11)   Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже? (Киреенко, Чуркин, Козлов, Чмиль)
12)   Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста в третьей части? Докажите, что картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми. (Колесов, Шокало, Коростелева)
13)   Почему картина деревенского пространства воспринимается читателем на слух и зрительно? (Лягушкин, Яковлев, Кривцева)
14)   Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? (Мажура, Кухтина)
15)   Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта? (Можаева, Кучина)
Теория
*      Инверсия – обратный порядок слов
*      Анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф
*      Эпитет – образное определение , выраженное обычно прилагательным
*      Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства

*      Оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу

Стихотворение Лермонтова «Дума»
Судьба поколения в творчестве М.Ю.Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье!..»
Стихотворение написано в 1838 году.  В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого - ни подвигов, ни активной гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума».  Трусость выдвигается причиной рабства, рабство – следствием бездействия.
Размышления поэта о судьбе своего поколения
*  Стихи-размышления
*   Роман «Герой нашего времени»
*   Усиливаются мотивы разочарования и одиночества
*   Затрагивается тема трагической любви
*   Резкой является критика бездуховности «светского общества»
*   Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества.
*   Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться.
*   Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах.
Основной пафос лирики
*   Критика общества
*   Ирония
*   Упрек своему поколению в пассивности
Вопросы к стихотворению «Дума»
*   Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
*   Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
*   Какой характер придает стихотворение его длинный стих (5-6-стопный ямб)?
*   В чем упрекает автор свое поколение?
*   Почему при этом в первой строфе он употребляет местоимение «Я», а далее «МЫ»?
*   На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами?
*   Какой смысл при этом выявляется?
Композиция стихотворения.
1 катрен – тезис
*   Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы.
*   Какое ключевое слово употребил автор при описании будущего поколения?
*   Глагол «состарится»
2 - 4 катрены – развитие тезиса
*   Это авторский приговор, аргументация того, что у поколения нет будущего.
*   Какие ключевые глаголы употреблены?
*   Глаголы «томит», «вянем», «висит» в настоящем времени
*   Глаголов мало – нет действия (отражение пассивности)
*   Текст статичен
5 – 9 катрены – антитезис
*   Какие части речи часто встречаются в данном отрывке?
*   Отрицательные частицы, местоимения, предлоги со значением отсутствия, глаголы в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом
*   Попытки поколения к духовной жизни не дали результата
*   В 7-9 катренах звучит следствие бездействия поколения
*   Оно ни к чему не стремится
*   Все случайно, хотя «огонь горит в крови».
*   Результат такой жизни – прийти к гробу «без счастья и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов
10-11  катрены – синтез
*   Это эпилог в развитии чувства.
*   Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, так как никаких добрых чувств не пробудило
*   Поэтому и прах его будет «оскорблен презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своихотцов
Ключевые слова
*   «пройдем», «оскорбит» стоят в будущем времени.
*   Такова перспектива потерянного поколения.
*   Глаголов всего 2, текст как бы остановился в своем развитии, замер.
*   Жизнь толпы прошла «без шума и следа», не родив гениев
*   Толпа – что-то  единое, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей
Позиция лирического героя
*   Двойственна:
*   1) он часть поколения и хорошо осознает в себе его пороки (сомнение, неверие, насмешливый взгляд в прошлое)
*   НО 2) по-прежнему не желает мириться с пошлой мелочностью окружающей действительностью
Парадокс

*   Конфликтуя с «поколением», он конфликтует с самим собой как частью этого «поколения»

Комментариев нет:

Отправить комментарий