Н.В. Гоголь

Николай Васильевич Гоголь

(1809 -1852)
Он пробудил в нас сознание о нас самих –
вот его истинная заслуга… (В.Г. Белинский)
Жизнь Николая Васильевича Гоголя, если сравнить её с биографиями других русских писателей, была относительно спокойной и благополучной. Его не арестовывали и не ссылали, как Пушкина и Лермонтова, палач не набрасывал ему петлю на шею, как Рылееву, он не переживал, стоя у столба с завязанными глазами, мучительно ожидая расстрела, как Достоевский, и не был прикован к тачке на каторге, как Чернышевский. Для него не нашлось Дантеса или Мартынова, он не был вынужден покинуть родину и одиноко умереть в изгнании, как Герцен.
И все же короткая жизнь писателя (умер неполных 43 лет) была исполнена глубокого трагизма, а в могилу его свели не  болезни и физические страдания, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за  царящее в мире зло.

1809, 20 марта (1апреля)
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии
1818 -1819
Обучался в Полтавском уездном училище
1821, май
Поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь увлекается театром, живописью, пробует себя в различных литературных жанрах.
1824
Смерть отца
1828
Оканчивает гимназию.
1828, декабрь
Вместе с А.С. Данилевским, одним из близких друзей, едет в Петербург
1829
Под псевдонимом В. Алов печатает «идиллию  в картинках» «Ганц Кюхельгартен». Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, в июле Гоголь сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает в Германию
1829, сентябрь
Возвращается из Германии
1829 - 1831
Определяется на государственную службу
1830
Появляется первая повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения и статьи. Н. Гоголь завязывает обширные литературные знакомства.
1831, 20 мая
Н.Гоголь был представлен А.С. Пушкину
1831-1832
Увидели свет «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые вызвали всеобщее восхищение
1835, осень
Начало работы над «Мертвыми душами» и «Ревизором». Оба сюжета подсказаны А.Пушкиным. Пик славы. Написаны «Арабески», сборник «Миргород»
1836, 19 апреля
Премьера «Ревизора» в Петербурге, в Александровском театре. 25 мая этого же года премьера в Малом театре в Москве
1836, июнь
Сопровождаемый А.С. Данилевским, Н. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (общей сложности прожил за границей более 10 лет)
1837, март
Приезжает в Рим, который считал второй  родиной
1841, сентябрь – 1842, март
 Занят доработкой 1го тома «Мертвых душ»
1842, март
Цензура разрешила «Мертвые души», но с изменением названия («Похождения Чичикова, или Мертвые души») и без «Повести о капитане Копейкине»
1842-1845
Период напряженной работы над вторым томом «Мертвых душ»
1845, начало
Силы Гоголя подорваны напряженным и, как ему кажется, недостаточно эффективным трудом. Появляются признаки очередного душевного кризиса
1845, лето
В состоянии резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2го тома «Мертвых душ». Позднее в «Выбранных местах …» Он объяснил этот шаг  тем, что в книге в недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу
1847
Опубликованы «Выбранные места  из переписки с друзьями». Поездка в Иерусалим ко гробу Господню
1852, январь - февраль
 Появляются признаки нового обострения душевной болезни. Гоголя терзает предчувствие близкой смерти.
1852, в ночь на 12 (24) февраля
Гоголь сжигает беловую рукопись 2го тома «Мертвых душ»(сохранилось в неполном виде только 5 глав)
1852, утро 21 февраля (4 марта)
Н.В. Гоголь умер. Похоронен в Даниловском монастыре, а в 1931 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Сюжет, композиция
·         В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара – «мертвых душ».
·         Композицию поэмы определяет замысел автора  «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души.
Герои поэмы
Пять глав (2-6) – пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану:
·         Краткая характеристика помещика (описание внешности)
·         Описание усадьбы помещика
·         Описание совместной трапезы (застолья) – чем и как угощают помещики Чичикова
·         Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ
·         Дальнейшие действия помещиков
Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.
·         Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе ГИПЕРБОЛИЗАЦИЮ (преувеличение)
·         Интересно сопоставить образы помещиков в следующем сочетании:
Манилов – Коробочка

Ноздрев – Собакевич

Манилов
Коробочка
небрежность
аккуратность
Восторженная наивность
Упрямая подозрительность
беспечность
Мелочность, скопидомство
Глупость, несамостоятельность, которые приводят к страху законности предлагаемой сделки, с одной стороны, боязни продешевить – с другой стороны.


Ноздрев
Собакевич
неугомонность
Прочная сила
шулерство
Степенность, обстоятельность
Фамильярность в общении
церемонность
Болтлив и горяч
Мрачное немногословие
Почти разоренное поместье
Изобилие и основательность хозяйства
разоритель
накопитель
Бойкость, воинственность по отношению ко всем, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, «волчий» аппетит.
Все усилии, которые прилагают герои для достижения своих целей, приводят к какой-то неподвижности, неуклюжести.
Манилов
Портрет
«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
Характеристика
Восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» - от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор – это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
Усадьба
О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».
Отношение к ведению хозяйства
НЕ мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Образ жизни
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства  - у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».
Характер Манилова неопределен, неуловим. В нем нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать поступки.
О нем автор говорит: «Ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Никаких духовных запросов, никакой деятельности – вот почему он МЕРТВАЯ ДУША.
Манилов не привык думать, он не понимает, что благодаря Чичикову впутался в темное и преступное дело. Таким образом, он может стать жертвой в руках любого мошенника.

Сравнивая Манилова с министром («такое глубокое выражение, какого…и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра»), Автор намекает на то, что маниловшина – типичное явление в обществе. Если Россией будут правит такие министры и правители, как Манилов, то страна будет терпеть только убытки, а не процветать.
Коробочка
Портрет
«…Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…»
Характеристика
«…Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде нечего нет, кроме белья…бережлива старушка…» типичная мелкая помещица – владелица 80 душ крепостных. Коробочка – домовитая хозяйка, гостеприимная, хлебосольная
Усадьба
У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья.
Отношение к ведению хозяйства
Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Образ жизни
Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает ее тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что есть у нее в хозяйстве. Для нее и люди стали товаром. Жадное корыстолюбие помещицы Гоголь рисует в сцене продажи мертвых душ. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее. Ограниченная, «дубинноголовая»(определение Чичикова), она поглощена прозой будничного существования.

«Дубинноголовая» Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
При продаже она озабочена копеечной выгодой, но и копейкой-то не умеет распорядиться, лежат деньги у нее мертвым грузом. И в этом месте поэмы вновь зазвучал голос автора: «…иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как и с Маниловым, Гоголь острие сатиры устремляет к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества.
Нежелание продать Чичикову души объясняется и тем, что она всю жизнь стремилась к накопительству, поэтому полагает, что они «в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». Она упряма и подозрительна.
Смысл фамилии Коробочки в том, что помещица действительно заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. Например, о Собакевиче она говорит, что такого на свете нет, на том основании, что не слышала о нем.
Чичиков не церемонится с Коробочкой потому, что она вдова, «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табели о рангах».
Нравственное уродство, умственную ограниченность помещицы Гоголь выразил одним словом «дубиноголовая».

Ноздрев
Портрет
 «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белым как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…». Несмотря на здоровый вид, можно сказать, он «мертвая душа»:в 35 лет он такой же, как в 18 и 20.А отсутствие развития – признак неживого.
Характеристика
Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины – стремление показаться значительнее и богаче.
Усадьба
«В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены… Прежде всего пошли они обсматривать конюшни, где видели они двух кобыл… Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади…Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаг; висели только сабли и два ружья».
Отношение к ведению хозяйства
Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Образ жизни
Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодна, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.
В целом Ноздрев – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Гоголь иронически называет Ноздрева «историческим человеком» в том смысле, что «где бы он ни был, всюду не обходится без истории». Важнейщая особенность поэмы в том, что «фоном» для таких «исторических» персонажей является действительная история. Вот почему с портретов на них смотрят герои и полководцы. Смотрят и укоряют.
Ноздрев груб до предела. Едва познакомившись с Чичиковым, он называет его на «ты», хотя «к тому никакого повода» не было. Ноздрев называет Чичикова «свинтусом» и «скотоводом», речь его переполнена ругательствами, словами картежного лексикона, бесцеремонными выражениями.
В отличие от Хлестакова Ноздрев лгун по призванию и убеждению. Он сознательно громоздит один вздор на другой. Ведет себя вызывающе, нагло, агрессивно.
Именно Ноздрев оповестил всех, что Чичиков торговал у него «мертвые души», тут же поклялся, что Чичиков ему дороже отца родного, не колеблясь, подтвердил, что Чичиков собирался украсть губернаторскую дочь, потом заверил, что Чичиков – шпион, и при этом наведался к нему в гости и признался в любви и дружбе. Действует он не из расчета, а из чисто «эстетического» удовольствия. Жажда получать все мгновенно, без всяких душевных затрат, стала главным жизненным двигателем, подавила все свойства его человеческой натуры. Главный рефрен его рассказов – «Эх, братец! Как покутили!»
Несмотря на отрицательные качества этого человека, с ним все дружат, его поведение воспринимают как должное. И снова в повествование вторгается голос автора: «Странные эти господа чиновники, а за ними и все прочие звания: ведь очень хорошо знали, что Ноздрев лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице, а между тем именно к нему прибегнули», когда поползли слухи о том, кто такой Чичиков. Они не могут без таких,как Ноздрев, как он не может без них.
Собакевич
Портрет
«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «…казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Характеристика
«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.
Усадьба
«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».Владелец «хлопотал много о прочности». Но настораживает сравнение крепкого хозяйства с казармой, тюрьмой, военным поселением.
Отношение к ведению хозяйства
У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. По-хозяйски умен и практичен: он не разоряет своих крестьян, потому что это невыгодно ему самому.
Образ жизни
Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.
Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Гоголь называет его «кулаком». В словаре Даля это слово имеет несколько значений: скряга, торговец-обманщик, прижимистый делец. У Гоголя герой тоже многозначен. Автор подчеркивает в нем силу, здоровье, степенность. Духовный мир гоголевских героев настолько мелок и ничтожен, что вещь может вполне выразить их внутреннюю сущность. Наиболее тесно сросся с вещами Собакевич.
Чичиков чувствует в Собакевиче опасного противника, поэтому долго приглядывается к нему, думает, с чего бы начать разговор. Потом начинает говорить издалека, но не может возбудить интереса у собеседника.
 Гоголь замечает: «Казалось, в этом теле совсем не было души ...» Что же требовала душа Собакевича? Требования гастрономические, притом колоссальные – вся свинья, весь баран, весь гусь.
Обращают внимание портреты греческих полководцев и героев и среди них «худенький» Багратион, «чрезвычайно внимательно» глядевший на сделку Чичикова и Собакевича. Это подчеркивает дистанцию между настоящими подвигами, делами и «делишками» героев поэмы.
Плут и мошенник, он ко всем людям подходит с собственной меркой. Во всем губернском городе, по его убеждению, один «порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Он прекрасно понимает, что в этом обществе все продается и покупается. «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - заключает Чичиков.


Плюшкин

Портрет

«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины…» «Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух…»
Характеристика
В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
Усадьба
Всюду в доме царил беспорядок: «…казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель…» Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах. Только  буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставленной безобразной жизни помещика. Заметная деталь в интерьере – остановившиеся часы: в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь.
Образ жизни
Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвление»души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь  заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.

Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

На образе Плюшкина автор заканчивает галерею «хозяев жизни», раскрывая тему нравственного падения, духовной смерти. Он стал рабом вещей. Ненасытная страсть приобретательства привела его к тому, что он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать полезные вещи от ненужного хлама. Жажда обогащения за счет труда подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Плюшкин порвал всякие связи с друзьями, а затем и с детьми, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром.. так постепенно он превращается в живого мертвеца, человеконенавистника.
Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»,- писал он. Действительно, образы помещиков даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Передовые современники Гоголя справедливо считали, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики.

Помещик
Экономический упадок
Моральное разложение
Манилов
Бесхозяйственный помещик
Праздный мечтатель, живущий в мире своих грез- «рыцарь пустоты»
Коробочка
Мелочная скопидомка
«дубинноголовая»
Ноздрев
Безалаберный прожигатель жизни
Бесшабашный враль, мот и шулер
Собакевич
Прижимистый и упрямый хозяин
Оскотинившийся кулак
Плюшкин
Скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения
«прореха на человечестве»

Общие черты всех помещиков: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крестьянами, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.

Образ Чичикова
1)   Прочитать главу 11.
2)   Какова роль 11 главы в композиции поэмы?
3)   Зачем Чичиков скупал мертвые души?
4)   Почему Гоголь называет его «приобретателем»? В чем его отличие от таких «накопителей», как Собакевич, Коробочка, Плюшкин?
5)   Что роднит Чичикова с помещиком?
6)   Почему  же то и дело сгорает и прогорает гоголевский герой, почему его аферы, сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не  удаются? Почему Чичиков потерпел неудачу в торге с Ноздревым?
7)   Что заинтересовало Гоголя в «подлеце», почему он сделал его героем?
8)   Биография героя (в тетради отразить основные этапы его жизни)
9)   Видел ли Гоголь ту силу, которая принесет спасение России?

Комментариев нет:

Отправить комментарий