М. Лермонтов "Герой нашего времени"

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1)      История создания романа
·         Замысел написания романа относится к 1836 г. – героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
·         В 1837г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется –
 в основу должны были лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, 
Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах 
боевых действий, посещение Тамани, встреча ссыльными декабристами.
·         Роман Лермонтов писал в период 1837 – 1840гг.
·         Точной датировки написания отдельных глав нет. 
Предположительно повести, входящие в роман, появились в такой последовательности:
1.      «Тамань» - осень 1837г., напечатана в «Отечественных записках» (1840г,№2)
2.      «Фаталист» - напечатана в «Отечественных записках» (1839г №11)
3.      «Бэла» - напечатана в «Отечественных записках» (1839г.№3)
4.      «Максим Максимыч»
Апрель 1840г. – опубликовано «Сочинение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
2)      Сюжет, композиция, жанр
Сюжет и композиция
·         Роман состоит из 5 самостоятельных повестей, которые объединены общими героями и общим названием
·         Каждая из 5 повестей имеет свой жанр. «Тамань» - остросюжетная и в то же время лирическая повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталист» - записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Сравним:
Как повести располагаются в романе
Хронологическая последовательность
«Бэла»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
«Максим Максимыч»
«Бэла»
«Журнал Печорина»: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
«Максим Максимыч»

1.      Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает
 наиболее значимые эпизоды, уделяет больше внимания психологическим 
размышлениям, нежели описанию событий.
2.      Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с 
другими персонажами, которые должны появиться в романе в определенной 
последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», 
«честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер,
 Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа удача».
3.      Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование. 
Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа.
4.      Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть 
образ героя своего времени, проследить историю его жизни.
Жанр
«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический 
психологический роман в прозе.
Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», 
о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина». Его внимание особенно 
обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.
1)      Система рассказчиков в романе
Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть 
героя как бы с трех точек зрения.
Максим Максимыч (рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)
Путешествующий офицер (автор романа)
Печорин
Какой рассказчик (краткая характеристика)
Этот человеческий тип характерен для России первой половины 19 века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен.
Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит.
Каким представлен герой
Печорин –  таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить. «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»
Впервые дан психологический портрет героя. Ему придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступает место конкретности и реалистичности. «Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…»
Трагическая исповедь героя. «история души человеческой…полезнее истории целого народа; особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим сбой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление»
Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.
1)      Герои романа
Повесть «Бэла»
Печорин приносит несчастье  и страдание Максиму Максимычу и Бэле. 
Он ими не понят.
·         Пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.
·         На смену любви приходит разочарование и охлаждение
·         На смену дружескому расположению – раздражение и усталость о постоянной опеки

Как складываются взаимоотношения героев?
Бэла
Печорин
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне…и ни один мужчина никогда не производил на неё такого впечатления»), а с другой – она не может его полюбить, так как он иноверец.
Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.
4 месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.
«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле – это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.
Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин – человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Повесть «Максим Максимыч»
1.      Отношение к прошлому, которое связывало героев
Отношение к прошлому
Печорина
Максима Максимыча
Все прошедшее мучительно
Все прошедшее мило
Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой
Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.
Воспоминание о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Чем заканчивается последняя встреча героев?
Неожиданная встреча с прошлым не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть, поэтому на вопрос Максима Максимыча: «У меня остались ваши бумаги…я их таскаю с собой…Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите…»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч…Однако прощайте, мне пора….я спешу…благодарю, что не забыли…»
«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!». Он с презрением бросает на землю тетради Печорина: «Вот они все…поздравляю вас с находкою…Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!..»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…»

1.      Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?
Различия между героями
Печорин
Максим Максимыч
Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры и прежде всего своего характера.
Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен
Всегда старается преодолеть обстоятельства
Покорен обстоятельствам
Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: "послушайте, Максим Максимыч…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастий других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение- только дело в том, что это так».
Повесть «Тамань»
Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его 
пылки и стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, 
готов рисковать.
Отношение Печорина к персонажам повести:

В начале повести
В конце повести
Слепой мальчик
«долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и , не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство – как слепой всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен.
«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно».
Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то что он обокрал Печорина.
Ундина
«Странное существо…На лице ее не было никаких признаков безумия, напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью…Она была далеко не красавица…В ней было много породы…Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное»
«Лодка закачалась, но я справился, и между амии началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…сверхъестественным усилием повалила меня на борт…»
Предчувствие Печорина оправдалось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.
Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.

Повесть «Княжна Мери»
1.      Водяное общество – для Печорина социально близкая среда, но тем 
не менее автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт.
Из чего складывается конфликт?
Примитивность представителей «водяного» общества
Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман
Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью».
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть
Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.

2.      Грушницкий – карикатура на Печорина
·         Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа»
·         «..Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»
·         Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – его наслаждение»
·         В его душе нет «ни на грош поэзии»
·         Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным)
·         «Я его понял, и за это он меня не любит ,хотя мы наружно  в самых дружеских отношениях…Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать»
·         Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным
·         Грушницкий все время пытается кому-то подражать
·         Даже на грани  смерти и жизни самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности
3.      Вернер – приятель и «двойник» Печорина
·         По определению Печорина – это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга»
·         Он «скептик и материалист»
·         Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
·         Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.
Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, 
что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них не признается;
 рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, 
потому что надо вместе с этим и обманывать…»
4.      Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
·         Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне
·         Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь)
·         Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин
·         Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее
·         Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание
·         В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?»
·         Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина
5.      Вера – единственная женщина, которую любит Печорин
«За что она меня так любит, право, не знаю!. Тем более, что это одна женщина, 
которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, 
дурными страстями…Неужели зло так привлекательно?»
·         Печорин приносит Вере много страданий
·         Вера для Печорина – ангел-хранитель
·         Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно
·         Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе
·         «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья»
·         «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть»
Вера – единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастен 
Печорин. Вера о Печорине: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному 
свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, 
есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; 
ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает 
столько блаженства; 
никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто 
не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько 
не старается уверить себя в противном».
 Повесть «Фаталист»
Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более 
значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому 
или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает:
 «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы 
должны давать отчет в своих поступках?»
Верит в судьбу, предопределение
Не верит в судьбу, предопределение
Вулич – игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута»
Печорин – не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некоторые люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права»
«И как часто мы принимаем  за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»

1)      «Двойники» Печорина

Вернер
Печорин
сходство
  • Близки духовно и интеллектуально
  • Скрывают способность любить и сострадать
  • Учатся равнодушию и эгоизму
  • Боятся проявления нормальных человеческих чувств
  • Подавляют в себе все человеческое
различие
Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны
Пытается понять смысл и цель своей жизни

Грушницкий
Печорин
сходство
Люди одного круга, вместе служили
различие
  • Позер, любит пышные фразы
  • Мечтает стать героем романа
  • Провинциальный романтик
  • Мелок в своих амбициях и желаниях
  • Чтобы завоевать авторитет в кругу людей, которые для него значимы, идет на предательство и подлость
  • Умен
  • Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки
  • Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы
  • Обладает тонкой интуицией

1)      Конфликт Печорина с обществом и с самим собой
«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала, 
и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей 
силы необъятные; но я не угадал этого назначения».
Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.
«Два» Печорина

Живет, совершает поступки, ошибается
Анализирует и судит
Отношение к жизни
Скептик, разочарованный человек, живет «из любопытства»
Огромная жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение.
Борьба сердца и ума
Не может не чувствовать красоту природы, переживания других людей: «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».
«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия»
Отношение к женщинам
«Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает…то они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков…»
«Женщины должны бы желать, чтобы все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».
Главное противоречие героя
Мелкие недостойные поступки Печорина. Приносит людям лишь зло и страдания. Полная безнадежность, сознание своей обреченности.
Необъятные силы души. Стремится «любить весь мир». Жажда полноты жизни.
Сам о себе
«Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле… Одни скажут: об был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? А все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно»
«С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли»., «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления».

Домашняя работа  на 23.04.2020 (9Б), 24.04.2020 (9А)
"...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив" 
(М. Лермонтов "Герой нашего времени")
Вопросы к повести "Бэла":
1)    В чем особенность композиции этой части романа?
(Гарбузов, Соловьёв, Петрова; Аллахвердиев, Карбовский, Мажура)
2)    Что мы узнаем о Максиме Максимыче?
(Безман, Скопинцева, Клемпач; Асламов, Васильев, Сапрыкин)
3)    Каким предстаёт Печорин в рассказе Максима Максимыча?
(Арабидзе, Голованова, Ковалёв; Волошина, Голосенин, Райков)
4) Можно ли доверять мнению Максима Максимыча о Печорине? (Бутько,Гуртовенко, Козлова; Гаар, Грачёва, Грицанов)
5) Какова роль Максима Максимыча в истории с похищением Бэлы? 
(Гончарук,Денисов, Кухтина; Егоров, Киреенко, Червяков)
6) Чем была для Печорина любовь к Бэле: капризом или попыткой вернуться к чувствам?
(Кривцева,Пильникова, Коростелёва; Можаева, Петровичева, Шокало)
7) Почему попытка найти любовь не  удалась? Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий?
(Кучина, Стадник; Колесов, Лягушкин, Степанова)
8) Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максима Максимыча?
(Литвиненко, Чмиль; Середа, Сочка, Чуркин)
9) Как характеризует героя самохарактеристика в повести?  (Толстых,Трапезникова; Сочка, Устарова, Чиркунова, Яковлев)
Вопросы и задания к повести «Максим Максимыч»
29.04. 2020
1)   Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»?
С чем связана смена рассказчика? 
( Арабидзе, Кучина; Волошина, Степанова)
2)   Что более всего поражает наблюдающего за Печориным? 
(Клемпач, Коростелева; Можаева, Чиркунова)
3)   Какова роль портрета Печорина? 
(Кривцева, Пильникова; Голосенин, Киреенко)
4)   Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем?  
Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет 
продолжения беседы, спешно собрался в дорогу?
 (Толстых, Трапезникова; Чуркин, Шокало)
Все остальные выполняют 5 задание. 
5)   Заполнить таблицу «Состояние героев, их переживания» и сделать вывод: Каким видим Печорина и Максима Максимыча?
Печорин
Максим Максимыч





Вопросы и задания к повести «Тамань»
1)   Какие черты характера Печорина выявляются в повести? 
В каких сценах они проявляются особенно ярко? 
(Бутько, Литвиненко; Асламов, Егоров)
2)   Почему в начале повести Печорин так желает приблизиться 
к обитателям «нечистого» места 
и почему это сближение невозможно? 
Чем закончилась эта попытка?
(Голованова, Ковалев;Гаар, Васильев)
3)   Какова роль пейзажа в повести? 
(Скопинцева, Стадник; Колесов, Райков)
4)   Почему активность героя приносит несчастье людям?
С каким чувством произносит герой слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»? 
(Чмиль, Соловьев; Сапрыкин, Грицанов)

Задание к повести "Княжна Мери" 
на четверг 14.05 2020 
для 9а и 9б
Групповые задания - создать презентацию 
по индивидуальному вопросу 
(презентацию прислать в среду к вечеру, чтобы я могла её приготовить для урока в четверг)
1 часть: Дать характеристику краткую героев и рассмотреть их взаимоотношения 
1) Печорин и ГрушницкийДокажите, что Печорина 
злит то, что Грушницкий «рядится» под Печорина. 
Зачем Печорин «дразнит» Грушницкого?
(Аллахвердиев, Голосенин; Безман, Гончарук)
2) Печорин и Вернер.  Почему Печорин обречен 
на одиночество в кругу людей , понимающих его и любящих? Почему Печорин и Вернер стали друзьями? Что их объединяет? В чем разница?
( Волошина, Степанова; Гарбузов, Денисов)
3) Печорин и Мери (Можаева, Чиркунова; Клемпач, Коростелева)
4) Печорин и Вера. Каким мы видим Печорина 
в отношениях с Верой? Чем Вера не похожа на Мери? 
Почему при воспоминании о Вере сердце 
Печорина «билось сильнее обыкновенного»?
 (Чуркин, Шокало; Кухтина, Петрова, Козлова)

5) Печорин и «водяное общество».Почему поединок  с «водяным обществом»  неизбежен?
(Карбовский, Киреенко, Лягушкин; 
Кривцева, Пильникова)
2 часть: ответ на вопрос
1) Что читает Печорин перед дуэлью? (Середа, Сочка, Мажура; Чмиль, Гуртовенко)
2) Может ли быть чиста совесть Печорина? (Петровичева; Трапезникова)
3) Когда Печорин настоящий, а когда надевает «маску»?  Зачем ему эта «маска»? (Устарова; Арабидзе)
3 часть: анализ сцены 
1) сцена дуэли: Что делал Печорин в ночь перед дуэлью? Какова роль утреннего пейзажа? Какие условия дуэли были нарушены Лермонтовым? Почему? Цель Грушницкого и Печорина.
 (проанализировать поведение героев) (Червяков, Татаринов; Толстых)
2) сцена погони Печорина за Верой (проанализировать поведение Печорина, его чувства и состояние.
Куда спешит Печорин по дороге к Пятигорску? За Верой ли? Объясните его слезы.
(Яковлев, Грачёва; Литвиненко, Кучина)

Задание на 22 мая для 9А и 9б классов.
Написать сравнительную характеристику. 
Сравнительная характеристика Печорина и Онегина.
1. Вступление: что сказал В. Белинский о Печорине, сопоставляя его с Онегиным? (найти в интернете)
Как Герцен назвал Печорина? (найти в интернете)
2. Сходство героев (можно в виде таблицы)
1)     Социальный статус
2)      Общее в истории жизни героев
3)     Попытка найти применение своим душевным 
силам в каких-либо занятиях.
4)      Что героями овладевает? Какое чувство они испытывают?
5)      Критически относятся ......(к чему? к кому?)
3. Чем Печорин отличается от Онегина.
1) живут в разные эпохи (какие?)
2) неординарная личность (в чем это проявляется?)
3) противоречивость характера
4) способен на любовь
5) типичный герой своего времени

4. Вывод: кто из героев Вам симпатичен больше и почему?


Комментариев нет:

Отправить комментарий